Этим вопросом задаются всё больше предпринимателей. Связано это с тем, что в России набирает обороты общая система маркировки, охватывая всё больше отраслей с каждым этапом.
На данный момент к маркируемой продукции относится:
Крепкая алкогольная продукция отслеживается в системе ЕГАИС с 2017 года
Шубы, шапки и прочая продукция из натурального меха маркируется в системе Честный ЗНАК с 12 августа 2016 года
Маркировка табака и табачных изделий ведётся в системе Честный ЗНАК с 1 июля 2019 года.
С 1 июля 2020 года вводится обязательная маркировка обуви. С 1 апреля 2023 оборот обувных товаров возможен только только по полному атрибутивному составу
С 1 января 2021 г. действует обязательная маркировка товаров категории «Товары легкой промышленности». С данной даты оборот немаркированных товаров запрещен
С 1 ноября 2020 года по результатам эксперимента маркировка становится обязательной для шин и покрышек
С 1 октября 2020 года стартовала обязательная маркировка в системе Честный ЗНАК для парфюмерной продукции
С 1 октября 2020 года маркировка становится обязательной для фотоаппаратов и ламп-вспышек, с этой даты оборот немаркированной продукции был запрещен
С 1 июля 2020 года маркировка в системе Честный ЗНАК становится обязательной для лекарственных препаратов
Молоко и молочная продукция
С 20 января 2021 года поэтапно была введена обязательная маркировка для молочных продуктов. С 1 сентября 2022 года стала обязательной передача сведений в систему маркировки о реализации
С 1 сентября 2021 года поэтапно вводится обязательная маркировка в системе Честный ЗНАК для упакованной воды разных категорий
Пиво и слабоалкогольные напитки
С 1 марта 2023 года начинается поэтапный запуск обязательной маркировки в системе Честный ЗНАК для пива и слабоалкогольных напитков
Эксперимент по маркировке антисептиков завершён 28 февраля 2023 года
Биологически активные добавки
Эксперимент по маркировке биологически активных добавок к пище завершен 28 февраля 2023 года
Дата начала обязательной маркировки велосипедов и велосипедных рам установлена на 1 сентября 2024 года по результатам эксперимента
С 1 сентября 2019 года до 1 июня 2021 года был проведен пилотный проект по маркировке кресел-колясок. Ожидаются результаты эксперимента и решение по введению обязательной маркировки
Крепкая алкогольная продукция отслеживается в системе ЕГАИС с 2017 года
Шубы, шапки и прочая продукция из натурального меха маркируется в системе Честный ЗНАК с 12 августа 2016 года
Маркировка табака и табачных изделий ведётся в системе Честный ЗНАК с 1 июля 2019 года.
С 1 июля 2020 года вводится обязательная маркировка обуви. С 1 апреля 2023 оборот обувных товаров возможен только только по полному атрибутивному составу
С 1 января 2021 г. действует обязательная маркировка товаров категории «Товары легкой промышленности». С данной даты оборот немаркированных товаров запрещен
С 1 ноября 2020 года по результатам эксперимента маркировка становится обязательной для шин и покрышек
С 1 октября 2020 года стартовала обязательная маркировка в системе Честный ЗНАК для парфюмерной продукции
С 1 октября 2020 года маркировка становится обязательной для фотоаппаратов и ламп-вспышек, с этой даты оборот немаркированной продукции был запрещен
С 1 июля 2020 года маркировка в системе Честный ЗНАК становится обязательной для лекарственных препаратов
С 20 января 2021 года поэтапно была введена обязательная маркировка для молочных продуктов. С 1 сентября 2022 года стала обязательной передача сведений в систему маркировки о реализации
С 1 сентября 2021 года поэтапно вводится обязательная маркировка в системе Честный ЗНАК для упакованной воды разных категорий
С 1 марта 2023 года начинается поэтапный запуск обязательной маркировки в системе Честный ЗНАК для пива и слабоалкогольных напитков
Эксперимент по маркировке антисептиков завершён 28 февраля 2023 года
Эксперимент по маркировке биологически активных добавок к пище завершен 28 февраля 2023 года
Дата начала обязательной маркировки велосипедов и велосипедных рам установлена на 1 сентября 2024 года по результатам эксперимента
С 1 сентября 2019 года до 1 июня 2021 года был проведен пилотный проект по маркировке кресел-колясок. Ожидаются результаты эксперимента и решение по введению обязательной маркировки
Сам термин является общепринятым обозначением среди участников рынка, хотя и не используется в законодательстве.
Маркировка - нанесение специального кода Datamatrix на упаковку товара для дальнейшего контроля его перемещения от поставщика к ритейлеру, а затем к конечному покупателю.
Причины внедрения маркировки
Так почему же маркировка вообще появилась в России и так стремительно разрастается?
Ответ очень прост: финансовая заинтересованность государства. С самого распада Советского Союза рынок розничной торговли слабо контролировался со стороны государства. Это привело к росту скрытого дохода, за который не нужно платить налоги. Большая прибыль начала
привлекать всё больше людей на рынок, стали появляться некачественные товары, опасные для здоровья граждан:
Сначала под контроль был взят самый опасный сегмент рынка, на котором наблюдалась самая большая доля контрафакта - крепкая алкогольная продукция. Контроль за этим сегментом принёс свои плоды: количество нелегальных продавцов, а также поддельной продуцкии снизилось, а государственный бюджет постепенно вырос.
Кризис 2013-2014 годов заставил правительство пересмотреть приоритеты развития. Вместо внешней политики упор сделали на внутреннюю, приняв решение выровнять ситуацию на розничном рынке. Был разработан ряд поправок, принятых в 2017-2018 годах. направленных на усиление контроля за налогоплательщиками, появления онлайн-касс и внедрения системы маркировки.
По данным всех тестовых и обязательных периодов, проведённых с 2017 года в тех отраслях, где вводилась обязательная маркировка, значительно снижался уровень контрафактных товаров, а число налогоплательщиков увеличивалось. Такие условия полезны как государству, так и покупателям, так как возросла безопасность и уверенность в качестве приобретаемой продукции
Как работает маркировка
Для обязательной маркировки единиц товаров используется код Datamatrix, в котором содержится следующая информация:
Название, сорт и марка продукта;
Данные о производителе;
Размеры и вес;
Сроки годности, дата изготовления, условия хранения и транспортировки;
Пищевая ценность;
Соответствие ГОСТам и контроль качества;
Способы приготовления;
Особые рекомендации по применению (для БАДов).
Для маркировки оптовых коробок и палетов используется код GS1 128, который содержит информацию о кодах товаров, находящихся внутри
Работа системы маркировки - достаточно простой централизованный процесс. Всё что нужно участникам - иметь программное обеспечение и необходимое оборудование. Для каждой системы имеется свой перечень требований, которые должны быть учтены организацией.
Что касается самого товара - маркировка производится изготовителем. Но существуют и исключения. Например при вступлении в силу обязательной маркировки определённого товара, организация должна подать запрос на генерацию кодов для остатка. В таких случаях товар маркируется на складе организации.
Реселлеры и розничные торговые точки получают укомплектованные палеты или коробки с сопроводительным листом со штрихкодом, в который внесена маркировка каждой единицы товара (например бутылки алкоголя, пачки сигарет или коробки обуви).
Сам штрихкод маркировки необходим только при продаже конечному покупателю. После его сканирования данные о продаже отправляются в систему и код навсегда заносится в списанные. Такой принцип работы позволяет исключить дублирование кодов, а соответственно продажи контрафакта.
Считав коды с маркированных товаров при помощи специального приложения любой желающий может узнать всю информацию о купленном продукте, дате и месте производства, а также, в некоторых случаях, его состав.
Как подготовить магазин к маркировке
Наша компания предлагает Вам полный и правильный порядок действий для того, чтобы с нуля подготовить магазин к работе с системой обязательной маркировки товаров в соответствии с действующим законодательством.
Получить усиленную КЭП
Поскольку система маркировки подразумевает под собой строгую обязательную отчётность перед налоговой обычной ЭЦП будет недостаточно. Для работы с маркируемыми товарами Вам понадобится Усиленная КЭП (Квалифицированная Электронная Подпись)
Зарегистрироваться в подходящей системе
Необходимо зарегистрировать свой бизнес в информационной системе, через которую отслеживается Ваш ти продукции: ЕГАИС, Честный ЗНАК, Меркурий или др.
Подать заявление об остатках на складе
Для работы согласно действующему законодательству Вам необходимо предоставить в систему информацию обо всех товарах на Вашем складе, подлежащих обязательной маркировке.
Обновить кассовое ПО
Соответствие версии кассового ПО - элемент системы, который определяет сможет ли Ваш кассир продать имеющийся на складе промаркированный товар не нарушая законодательства. В устаревших версиях ПО может не хватать функционала для проведения операции.
Обновить товароучётную систему
Товароучётная система - сердце любой торговли. Именно в ней ведутся все операции с товарами, которыми владеет операция. Весь жизненный путь товара содержится в товароучётной системе, а это значит что она всегда должна отвечать требованиям законодательства. Для работы с маркировкой стоит приобрести поддерживающую её товароучётную систему или обновить уже имеющуюся.
Обновить прошивку кассы
Прошивка онлайн-кассы - немаловажный пункт для возможности работы с системой маркировки. Производители регулярно дорабатывают ПО для своих касс под действующее законодательство. Вам остаётся только проверить версию ПО на своей ККТ и при необходимости обновить его.
Приобрести 2D-сканер
Главным элементом кассовой зоны при работе с маркируемыми товарами является сканер 2D-штрихкодов. На данный момент основными требованиями к такому устройству является наличие мощного процессора и фотосканер с матрицей разрешением от 1Мп. Выбрать и купить подходящую модель можно здесь.
Приобрести Термотрансферный принтер
Термотрансферный принтер этикеток - это та вещь, которая необходима каждому участнику рынка на начальных этапах маркировки Он поможет самостоятельно распечатать полученные коды для нанесения их на остатки товаров на складе.
Получить, распечатать и нанести коды
После того, как Вы пройдёте весь путь по регистрации в системе Маркировки остаётся последний пункт, после которого Вы окончательно перейдёте к работе с маркируемыми товарами. На заявленные остатки система сгенерирует Datamatrix-коды, которые нужно будет оперативно распечатать и нанести на товары на складе.
Часто задаваемые вопросы и ответы
Маркировка введена для того, чтобы снизить количество нелегальных участников рынка. Она подразумевает обязательную регистрацию юр.лица в общей системе. Такой подход не только снижает количество организаций, уклоняющихся от уплаты налогов, но и сокращает количество контрафакта в отрасли. С внедрением маркировки покупатель может быть полностью уверенным в качестве произведённой продукции, а при наличии специального приложения на смартфоне получит заявленный состав и отследит весь путь, пройденный товаром.
Конечно. Регистрация в системе маркировки - обязательный процесс, который предназначен не только для формирования базы данных предпринимателей по отраслям, но и для дальнейшей работы с маркированными товарами. Каждый посредник, получивший товар обязан оприходовать его и отметить все проведённые с ним операции, например распределение по точкам, доукомплектовка, конечная продажа и т.п.
Процесс внедрения общей системы маркировки начался в 2017 году. На данный момент в перечне товаров, которые входят в систему числится более 10 отраслей. Согласно прогнозам К 2024 году национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности — от сигарет и лекарств до детского питания.
На начальном этапе обязательной маркировки активность должны проявить все участники рынка. Для получения кодов необходимо зарегистрироваться в системе и подать информацию об остатках товара на складе. На запрошенное количество будут сгенерированы коды, которые нужно будет распечатать и нанести на упаковку.Если говорить о дальнейшей работе системы, то наносить код на товар должен производитель. Это позволит отслеживать оборот и движение продукции от места производства до конечного потребителя.
Если мы говорим о легальных производителях и магазинах, то нет. Сама генерация кодов практически ничего не стоит, а расходы на оборудования будут взяты на себя организациями, поэтому заметного роста цен не предвидится. Но если говорить о рынке в целом - возможно снижение предпринимателей или ассортимента товаров, так как контрафактная продукция уйдёт с рынка. На общем фоне станет меньше эконом-сегмент рынка в пользу официальных производителей и их реселлеров.
Коды Datamatrix, использующиеся в системе общей маркировки товаров представляют собой 2D-код в котором зашифрована вся информация о товаре. Код будет генерироваться системой маркировки и иметь индивидуальный номер. При конечной продаже данные о коде будут отправляться онлайн-кассой обратно в систему, после чего номер кода будет навсегда занесён в реестр неактивных. Любая попытка считать поддельный или уже считанный код будет сопровождаться сообщением об ошибке. Такой товар невозможно будет принять на склад и тем более продать потребителю.
До 2020 года, пока маркировка была тестовой, производители не платили штраф за отсутствие DataMatrix-кода на упаковках. Сегодня же за игнорирование необходимости маркировки производителю грозит административная ответственность, а в некоторых случаях — даже уголовная.